Климатотехника в Калининграде

Кризис импорта оборудования с хладагентом R410A

Ситуация с импортом холодильного оборудования, использующего хладагент R410A и другие смесевые газы, достигла критической точки. Внезапное ужесточение таможенного контроля, выразившееся в блокировании ввоза оборудования без соответствующих лицензий, поставило под удар сотни российских компаний. Отсутствие официальных разъяснений и неэффективность попыток добиться прозрачности от государственных органов лишь усугубляют проблему.

Ситуация кажется абсурдной. Представители бизнеса, столкнувшиеся с массовым задержанием грузов на таможне, надеются на поддержку со стороны государства, но вместо этого сталкиваются с бюрократической стеной. Совещание в Минпромторге РФ 18 ноября 2024 года, на котором наконец-то присутствовали представители бизнес-сообщества, стало ярким тому подтверждением. В нём приняли участие представители ведущих министерств и ведомств: Минприроды, ФАС, ФТС, Минэкономразвития и др. Однако ожидания представителей бизнеса не оправдались.

Вместо конструктивного диалога и поиска решений, участники совещания, включая представителей профильных министерств, продемонстрировали полное отсутствие желания решать проблему. Вместо конкретных действий, чиновники перекладывали ответственность друг на друга, ссылаясь на ожидаемые разъяснения от Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), на которые они якобы ожидают ответа. Предложения о введении переходного периода, моратория на ужесточение правил ввоза оборудования с R410A и другими смесями, а также об упрощении и удешевлении процедуры лицензирования, остались без внимания.

Характерно, что настойчивые вопросы бизнеса о судьбе сотен контейнеров с оборудованием, застрявших на таможне, остались без ответа. Вместо помощи, представители власти использовали отговорки, которые можно сформулировать как "это не наша компетенция", "мы не почта, чтобы пересылать ваши письма", "у нас много дел, заканчиваем совещание". Такое пренебрежение к интересам бизнеса и игнорирование реальных проблем наносят значительный ущерб российской экономике.

Что же делать предпринимателям в этой ситуации?

Пока официальные органы не предоставляют четких инструкций, бизнес вынужден действовать самостоятельно. Рекомендуется:

Собрать и систематизировать все документы, подтверждающие импорт оборудования. Это поможет в случае обращения в суд или других инстанциях.

Обратиться к юристам, специализирующимся на таможенном праве. Они помогут оценить ситуацию и разработать стратегию действий.

Объединиться с другими компаниями, столкнувшимися с аналогичной проблемой. Совместные действия значительно повышают шансы на привлечение внимания к проблеме и достижение положительного результата.

Активно информировать о ситуации общественность и СМИ. Публичность может оказать давление на государственные органы и ускорить принятие решений.

Искать альтернативные источники поставок оборудования. Возможно, стоит рассмотреть варианты с другими хладагентами или производителями.

Ситуация с импортом оборудования с R410A является ярким примером того, как бюрократические препоны могут парализовать бизнес. Отсутствие прозрачности и диалога со стороны государства требует незамедлительных действий со стороны бизнеса и привлечение внимания к этой проблеме на всех уровнях власти. Без активных действий со стороны бизнеса, кризис может затянуться на неопределённый срок, нанося непоправимый урон российской экономике.